История Переславля-Залесского Часть II. 2-я пол. XVII - XX века. Часть I. XII - 1-я пол. XVII века. 2-я пол. XVII - XIХ века. «Потешный» флот Петра I. Уездный и промышленный город. В 1688 году в Переславль приехал юный царь Петр. Вид просторного Плещеева озера подал ему идею устроить здесь свою «потешную» флотилию. Строительство началось безотлагательно, в июле-августе 1688 года, под руководством голландского корабельного мастера Карштена Брандта, в устье Трубежа. К 1689 году почти вся флотилия, за исключением самого главного судна, была готова. Петр лично принимал участие в строительстве яхт и ботов. Однако флотилии не суждено было немедленно пуститься в плавание по озеру – Петр вынужден был уехать из Переславля в Москву, где происходили серьезные политические события. Вспомнил он о своем флоте только в 1691 году. За несколько месяцев близ села Веськова был выстроен целый городок: деревянный дворец, хозяйственные постройки и даже походная церковь. Возобновилось строительство судов – на этот раз уже крупных, в том числе был выстроен 30-пушечный фрегат «Марс», названный в честь античного бога войны. Первая флотилия Петра была, конечно, главным образом учебной – как для русских кораблестроителей, так и для будущих моряков. В 1693 году Петр I уехал в Архангельск – строить новую флотилию, уже не «потешную». В 1722 году Петр I, приехав в Переславль, обнаружил свою «потешную» флотилию в плохом состоянии: корабли гнили, за ними никто не следил. Разгневанный Петр немедленно написал Указ воеводам переславским: «Надлежит вам беречи остатки кораблей, яхт и галеры, а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ». Флотилия простояла до 1783 года, когда практически полностью была уничтожена пожаром. Уцелел лишь один бот «Фортуна», который, как утверждает предание, строил сам Петр I. Этот бот был обнаружен в Переславле в простом лодочном сарае новым Владимирским губернатором Иваном Михайловичем Долгоруким во время его поездки по губернии. Увидев, что «время и люди уничтожают самые достопамятные трофеи», он решил построить под Переславлем музей первого петровского флота. Средства на постройку музея собирали дворяне Владимирской губернии. В 1803 году за одно лето был выстроен музей, в котором центральное место занял бот «Фортуна». Это был один из первых музеев в Российской империи. XVIII век стал для Переславля временем постепенного угасания былой славы. В 1759 году была разобрана ветхая деревянная крепость на городском валу – в ней больше не было необходимости. Четырежды в течение столетия город полностью выгорал и застраивался заново, преимущественно деревянными домами. Местные купцы к концу XVIII века не только сами обстроились в камне, но и заменили практически все деревянные храмы города каменными. Приезжие и даже церковные власти изумлялись обилию каменных церквей в городе со сравнительно небольшим населением. В 1744 году по указу императрицы Елизаветы была учреждена Переславская епархия, для архиерейского дома был полностью перестроен Горицкий монастырь. Епархия просуществовала недолго – в 1764 году монастырь был закрыт и опустел. Только в конце XIX века его заняло Переславское духовное училище. В конце XVIII века Переславль получил, как и множество других уездных городов России, собственный герб с изображением двух сельдей – этот герб сохранился за городом и поныне. В это время в городе начался новый торговый и промышленный подъем, и за сравнительно короткое время Переславль стал крупнее губернского Владимира. Очень сильно способствовало этому выгодное местоположение города – на Беломорском торговом тракте, ведущем из Москвы на Архангельск. Не зря Переславль и сейчас сильно вытянут вдоль трассы. В 1848 году в Переславле состоялось торжественное открытие первой в России шоссейной дороги «Москва-Ярославль». Переславские купцы – Темерины, Куманины, Угримовы, Крестовниковы и другие – составляли себе огромные состояния. Правда, именно поэтому многие из них вскоре перебрались в Москву, где продолжали преуспевать (так, например, бывшие монастырские крестьяне Куманины уже в начале XIX века получили дворянство). Самым крупным предприятием Переславля в XIX веке была бумагопрядильная мануфактура Борисовского, поставленная на месте полотняной фабрики Куманиных. Примечательно, что уже в конце XIX века бессменный городской голова Петр Федорович Александров заставил владельцев фабрик, сильно загрязнявших отходами Трубеж и озеро, провести в городе водопровод, чтобы избавить жителей от некачественной, загрязненной воды. Этот водопровод Александрова действует в Переславле и в наши дни. XIX век стал для Переславля благоприятным временем – в городе бурно развивалась промышленность, практически все население было занято на фабриках. Благотворительность в городе поэтому также процветала: строились больницы, школы, приюты, были открыты несколько училищ и гимназий. Уровень жизни в городе был достаточно высоким, поэтому процветала и торговля в самом городе, рассчитанная на местных жителей.
ХХ век. Начало ХХ века в Переславле ознаменовалось тем, что город был включен в программу торжеств, приуроченных к 300-летию Дома Романовых. Сюда приезжал и Николай II, и члены императорской семьи. Помимо празднований, в Переславль стекалось множество паломников, которых привлекали древние монастыри и святыни; помимо пяти монастырей в Переславле было 23 храма. Был заброшен и частично использовался под Духовное училище только Горицкий монастырь, остальные же процветали. В 1917 году советская власть установилась в Переславле практически без сопротивления, в начале 1918 года образовался Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Гражданская война город обошла стороной, хотя неподалеку, в Ярославле, были серьезные волнения. В 1919 году в Горицком монастыре открылся историко-художественный музей под руководством одного из виднейших исследователей истории и культуры Переславля, Михаила Ивановича Смирнова. Так получилось, что пребывавший в упадке до революции монастырь снова ожил, а остальные храмы и монастыри ожидала тяжелая участь: монастыри были закрыты, в Никольском монастыре уничтожена большая часть зданий, снесены и 14 из 23 переславских храмов. В 1930-х годах был арестован и репрессирован М.И.Смирнов. Первая советская пятилетка принесла городу строительство новой большой фабрики кинопленки Союзкино №5. Оборудование поставляла французская компания «Симп», позднее договор с ней из-за задержки сроков был расторгнут, однако летом 1931 года переславская фабрика выпустила первые метры кинопленки. Волей судьбы фильм «Александр Невский» был снят именно на переславской кинопленке. В 1936 году Переславль, не одно столетие принадлежавший к Владимирской земле, перешел в Ярославскую область. В годы Великой Отечественной войны на фронте погибло более двух третей воевавших жителей города и района; им на берегу Трубежа поставлен памятник-обелиск. Переславская земля дала фронту одно из мощнейших оружий – танк Т-34, детище конструктора М.И.Кошкина, уроженца переславского села Брынчаги. После войны было окончено строительство узкоколейной железнодорожной ветки, соединившей город с Северной железной дорогой. Это ускорило развитие городских предприятий, сильно помогло строительству, позволив подвозить быстрее и больше строительных материалов. С 1950-х годов возобновился интерес к переславской старине, к памятникам архитектуры и истории города. Начались реставрационные работы в храмах и монастырях, уцелевших после сноса, в 1960-1980-х годах благодаря усилиям архитектора-реставратора И.Б. Пуришева было восстановлено множество памятников. Сейчас практически все храмы и монастыри возвращены верующим, за исключением Горицкого монастыря, остающегося музеем. Город все больше развивается как культурный и туристический центр, один из основных пунктов Золотого кольца, в нем открыты необычные музеи – чайника, утюга, в 15 км от города действует уникальный музей паровозов, где можно прокатиться на настоящей дрезине. Красивый древний город, в котором органично соединились многие века истории, можно посещать не раз, и останавливаться в нем не на один день – и все равно в каждый приезд город открывает гостям что-то новое, приглашая приехать снова. |